Городские записки. 5-6 августа

by Сергей Добрынин

Эта запись содержит в себе отражение тех событий, которые имели место 5 и 6-го августа – в самый разгар нашего резко-континентального лета, когда время как физическая величина приобретает свойство расширяться от перегрева. Когда в полтора суток вмещается, казалось бы, столько моментов, сколько раньше не уложилось бы и… Даже не знаю, какой для этого нужен временной отрезок. Хотя, дело скорее не во временном отрезке, а в обстоятельствах и лицах, твердом стремлении сделать именно так, как подсказывает взявшийся откуда ни возьмись дуэт чувств и разума. Впрочем, довольно конферанса – мы начинаем!

Пятое августа. Сиеста на Театральной площади

Почти 50-градусная жара способствует неспешным размышлениям, не подкрепленным совершенно никакими телодвижениями. Вероятно, именно для этого существует сиеста, столь почитаемая в Испании – два часа «на подумать» среди дня. Поэтому давайте считать, что у меня была сиеста на Театральной площади.

Жизни свойственна импровизация или желание оценить чужую. Второе, как мне кажется, имеет больше шансов оказаться правдой. В моменты, когда линии жизни делают крутой поворот, человек нередко воспринимает это как вызов со стороны. «Хочешь посмотреть, как я с этим справлюсь?!» – мысленно потрясает он кулаками, грозя злодею-року. При этом логическое ударение делается на слове «справлюсь». Но я передвинул его к слову «как». Методично, взвешенно найти ответ на этот вопрос – чем не признак зрелого мышления? Да, спецэффектов почти нет, все как по книжке, но ведь не ради шума и блеска это стоит делать. Собственно, к чему я. Именно теперь я нахожусь в таком крутом повороте для вопроса «как».

Сиеста закончилась ближе к шести вечера. С давно не посещавшим меня трепетом шел я навстречу тем, кто заставил сдвинуть меня то самое логическое ударение в самое начало. Кто подарил мне прекрасное чувство легкости бытия. Нет, не «невыносимой», а той самой, которой мне так не доставало. И хотя вокруг была толпа людей, и возбужденный гул, и даже легкая сутолока, мне казалось, что где-то у наших ног ловко вьется Вселенная-кошка, не давая сталкиваться с другими такими же. Сотни чужих вселенных шли нам навстречу, обгоняли, но нам было уютно в этом потоке. Я с большой бережностью отношусь к этому слову, но сейчас оно подходит как нельзя лучше – я ощутил себя по-семейному. В самом деле, раньше меня не посещали такие мысли, хотя формальная причина для этого и была, но вчера… Я был тихо и смиренно счастлив. Смиренно оттого, что мне ничего не хотелось усовершенствовать в этом. Каскадами лились огни с телевышки (да-да, той самой), в траве стрекотали цикады («ночные мухи»), и мы «Играли в города».

Шестое августа. «Иван»

К полудню жара набрала прежнюю силу. Все тенистые места были полны людей, а те, кому приходилось оказываться под солнечными лучами, старались как можно скорее нырнуть в тень или, что лучше, прохладу магазинов. Мы же встречались с «Иваном» – фильмом, который я настоятельно рекомендую к просмотру всем. И даже не один раз, чтобы всмотреться в детали, в актерскую игру, в геометрию… Да, в кино есть своя геометрия.

Чеховская привычка давать имена всем персонажам – это уже закон драматургии. Вот и сейчас перед нами самый простой Иван снова чертит дальше свою линию жизни. От руки, тонко, небрежно. Когда-то старательно, но теперь именно небрежно, потому как считает, что его линия никому не нужна. Однако она делает крутой поворот – то самый, когда должен возникнуть вопрос с правом перемены места логического ударения…